Китайские поезда: классификация, описание и все, что с ними связано
Поезда в Китае — обзор
По нашему мнению поезд является лучшим средством передвижения в Китае. Здесь чисто и приятно в подавляющем большинстве случаев. Ходят они каждый день, за очень редким исключением. На вокзалах находиться вполне комфортно, а служащие железной дороги аккуратно одеты и приветливы, впрочем как и все китайцы. Помимо этого, поезд — отличный способ узнать страну изнутри, просто глядя в окно на проплывающие мимо пейзажи, или общаясь с людьми. Мы были поражены общительностью китайцев! Китайские поезда бывают разных типов, места также могут быть разной комфортности. А теперь подробнее. Эта информация пригодится вам при планировании самостоятельного путешествия по Поднебесной.
Категории китайских поездов
1. Поезда типа G — 高速 “G” Trains (High-Speed)
Самые быстрые и скоростные поезда с наименьшим количеством остановок, самые дорогие. Здесь только сидячие места. А смысл делать лежачие, если всего то 5 часов ехать?)) Разгоняются до 350 км/ч и больше. Например, расстояние Пекин-Шанхай такой поезд долетает за 5 с половиной часов и стоит в этом сообщении от 550 юаней. Самый скоростной поезд в мире — шанхайский Маглев, разгонялся до 486 км/ч!
2. Поезда типа C и D — 城际“C” Trains (Inter-City) 动 “D” Trains
Тоже очень быстры. У них чуть больше остановок и едут они чуть медленнее, чем поезда типа G. В них есть и лежачие, и сидячие места. Например, то же расстояние Пекин-Шанхай поезд доезжает за 8-9 часов и стоит от 408 юаней.
3. Поезда типа Z — 直达 “Z” Trains (Direct)
Скоростные поезда, соединяющие Пекин с другими крупными городами страны. Поезда эти обычно ночные и идут без остановок. Есть разные места: сидячие, плацкарты,купе. Расстояние Пекин-Сиань проезжает за 11 часов и стоит от 275 юаней.
4. Поезда типа T — 特快 “T” Trains (Express)
Тоже нормальные поезда. Есть все типы мест. Сиань-Урумчи(2500км) доезжает чуть более чем за сутки и стоит от 280 юаней. Такие поезда идут по всей стране.
5. Поезда типа K — 快 “K” Trains (Fast)
Именно на таких мы и ездили. Идут чуть медленнее, чем поезда типа T. Обычно вагоны красного цвета. Также есть все типы мест. Сиань-Урумчи(2500км) преодолевает за сутки и 10 часов и стоит от 273 юаней. Опаздывают, иногда на 10 минут, иногда на час….
6. Без буквенного префикса — No Prefix (Common)
Самый медленный и соответственно самый дешевый вид поездов в Китае. Но ехать вполне можно, так как есть все необходимое для пребывания.
Типы вагонов в китайских поездах
Существует 4 типа(класса) вагонов:
1. hard seat — аналог российской электрички, то есть обычные сидячие места. Может поколебать психику неустойчивых к стрессу людей. Но…это смотря, как к этому относиться. Если вы любите комфорт, то езжайте в вагонах классом повыше. Фишка в том, что когда заканчиваются места, в кассе начинают продавать билеты без места, т.е. стоячие. Наш друг взял такой билет, а ехать ему 2 дня! Но ничего, вернулся жив-здоров))
Можете почитать про наш опыт езды в сидячем вагоне во время второго путешествия по Китаю.
Китайцы без проблем могут плевать на пол, рыгать, курить — это в порядке вещей. Туалеты к концу длинной поездки засоряются. Мы видели вполне приличный вагон такого класса, где ехали обычные крестьяне, отзывчивые и приветливые люди! В общем, тут как повезет!
2. soft seat — такие вагоны есть только в фирменных скоростных китайских поездах. Все современно. Бизнес-класс самолета на колесах.
3. hard sleeper — похож на наш обычный плацкарт, с рядом особенностей: вместо 2 спальных полок в китайском 3 полки в высоту(таким образом 6 человек в отсеке, 11 отсеков, 66 человек в вагоне), боковых полок нет, а только небольшой столик и откидывающиеся мягкие сидения. Умывальники(3 штуки) расположены отдельно от туалетов. Есть также кипяток и термосы-чайники в каждом отсеке, что очень удобно: китайцы постоянно едят лапшу или пьют чай из термосов, кипяток всегда в ходу.
В вагонах поновее делают стенки как в купе, только без двери, чтобы ноги не торчали в коридор. Цена на разные койки разная и зависит от высоты-чем выше, тем дешевле(разница 15-20 юаней). Но! У каждой полки есть ряд преимуществ и недостатков. Например, нижняя самая удобная, никуда лезть не надо, стол рядом, но днем весь народ будет сидеть на ней)) На верхней дует кондиционер, зато никого, кроме вас.
Вагон постарее китайский (поезд №К652):
Вагон поновее (поезд №К2060):
Еще интересно с постельным бельем. Если вы едете от начальной станции, то белье уже будет постелено и будет свежее. А если вы зашли на промежуточной станции, не исключено, что на этом белье уже кто-то спал раньше, и менять его никто не собирается. Такие реалии))
Ровно в 22-00 проводник прикрывает окна в коридоре занавесками и выключает свет. Вот так все организованно! Впрочем, у каждой полки в вагонах поновее есть лампочка, можно почитать и после отбоя.
В общем и целом, мы считаем такой тип вагонов оптимальным по соотношению цена-качество-комфорт. После езды здесь китайские железные дороги оставили одни положительные эмоции!
4. soft sleeper — аналог нашего купе, только комфортнее. В основном 4 полки, народу мало, кое-где есть розетки в купе, дверь закрывается. Есть и вагоны типа нашего российского СВ, с 2 полками, телевизорами и тому подобным. По стоимости приближаются к самолетам.
Покупка билета на поезд в Китае
Как купить билет на китайский поезд самостоятельно подробно рассмотрено мной в этой статье. Читайте, и будет вам счастье=). Там же можно узнать про расписание скоростных и обычных пролетарских поездов.
Система посадки в китайский поезд
Приходить на вокзал желательно заранее — нужно немного времени, чтобы разобраться куда идти. Еще при входе на вокзал народ проходит через сканеры и проверку билетов. У нас таким образом отобрали дезодорант — он огнеопасен! При входе в зал ожидания снова проверяют билеты. Для пассажиров, едущих в вагонах soft seat и soft sleeper есть специальные залы ожидания с мягкими креслами. Остальной народ ждет в обычном зале, с металлическими креслами(на которые можно лечь кстати, они без перегородок).
Кресла расположены в ряды, над каждым рядом горит небольшое табло с номером соответствующего ближайшего поезда, т.е. пассажиры с одного поезда сидят в одном месте. На перрон не выпустят, пока поезд не прибудет. Затем объявляют посадку на поезд, народ встает и идет к воротам, которые не открываются еще минут 10…Когда же их открывают, пассажиры наперегонки устремляются на перрон, чтобы занять место в хард-сите. Если у вас билет на лежачее место, то можно спокойно идти и не беспокоиться ни о чем)) Но есть один момент: в плацкартном вагоне может закончиться место под багаж(если у вас большие рюкзаки например), поэтому сильно не расслабляйтесь!
На каждом вокзале есть бесплатные кипяток и туалет, магазинчики с едой и напитками. Спрашивайте у работников вокзала, если вам что-нибудь нужно, они постараются найти решение. Будьте уверены!
Есть еще интересное явление — перронный билет. Покупаешь перронный билет за несколько юаней, попадаешь в поезд, а там договариваешься в штабном вагоне, чтобы «проапгрейдили» до сидячего или лежачего места. Но мы таким не пользовались.
В самом поезде проводник проверит ваши билеты и в замен выдаст пластиковую карту, соответствующую месту. Сохраняйте ее до конца поездки, потому что в пункте прибытия происходит обратный обмен. На выходе в вокзале прибытия могут еще раз проверить билеты, у нас проверили только один раз за все время (к иностранцам относятся лояльно).
Еда в китайском поезде
На протяжении всей поездки будут очень часто ходить работники железной дороги с тележками и предлагать всякие вкусности: утром-завтрак, днем-обед, фрукты, воду, всякие тофу и куриные лапки в вакуумных упаковках. Цены чуть выше среднего.
Можно покупать еду на перронах во время длительных остановок (а таких будет очень мало). Бабушек с пирожками как в России тут нет, только киоски с ценами, как в самом поезде.
Мы покупали еду заранее на станции отправления в супермаркете. Тут выбор велик: лапша в одноразовых тарелках и без них, орешки, конфеты, вода, лимонад, чай…все, что найдете. Потом просто завариваете вашу лапшу кипятком, который в китайских поездах всегда есть в изобилии.
Поезда в Китае развиваются высокими темпами: уже проложили дорогу в Лхасу несколько лет назад, строят новые высокоскоростные линии, да и оснащение поездов на хорошем уровне. Уже сейчас по железной дороге можно доехать наверное во все крупные города Китая, а на востоке страны сеть железных дорог очень густая.
Вот карта-схема железных дорог Китая. Она немного устаревшая, китайцы каждый год вводят сотни новых км ж/д дорог. В хорошем разрешении можно скачать здесь.
А напоследок небольшое видео про новую скоростную магистраль, соединяющую Пекин и Гуанчжоу. Она уже построена!
Надеемся, что эта статья была полезна! Если остались какие-то вопросы, задавайте, постараемся ответить.
Посмотреть другие полезные статьи по Китаю и не только.
Читайте также:
Поезда в Таиланде
Поезда во Вьетнаме