Транспорт в Марокко
Продолжаю серию полезных статей — сегодня подробно расскажу про транспорт в Марокко: автобусы, поезда, самолеты, такси и городской общественный транспорт. Здесь же — немного про аренду машины в Марокко.
Страна довольно большая (даже без учета спорных территорий Западной Сахары), и чтобы посетить главные туристические места, такие как Марракеш, Фес, Шефшауэн, Агадир, Эс-Сувейра, пустыню Сахара, вам потребуется много перемещаться. О том, как это сделать максимально удобно и недорого, я сейчас и поведаю.
В целом, транспортная система развита хорошо: есть надежная железнодорожная сеть, множество междугородних (и международных) автобусных маршрутов, общие такси, в крупных городах отлично с местным транспортом.
Отдых в Марокко: подробнейший гид
Достопримечательности Марокко: что посмотреть?
Самолеты в Марокко
Перемещаться между городами на самолетах можно. Рейсы выполняют в основном Royal Air Maroc (дороже, в списке направлений множество городов) и немного Air Arabia Maroc (подешевле, главные туристические места тоже охватывают).
Ценник в целом нормальный, например Танжер-Марракеш легко ищется за 30$ (1 час в пути) или из Агадира в Фес за те же 30$. Но это в низкий сезон, летом цены выше. Я рекомендую пользоваться самолетами только на дальние расстояния, а иначе весь смысл теряется (доехать в аэропорт заранее +добраться из аэропорта в центр по прилету). Билеты лучше покупать заранее.
Мы на марокканских авиалиниях не летали, перемещались только по земле.
Поезда в Марокко
Самый предпочтительный способ передвижения по стране. Марокканские поезда удобны, быстры, стоят адекватных денег. Насчет безопасности тоже хотел бы написать, да вот только во время нашего пребывания произошло крушение поезда. Причем это был буквально следующий за нами поезд…Впрочем, аварии случаются везде, и у РЖД. Еще один момент — поезда частенько задерживаются, но не надолго, 20-40 минут.
Направления
Сеть охватывает главные города — Танжер (у берегов Средиземного моря рядом с Испанией), Рабат, Касабланка Мекнес, Фес, Марракеш, Надор, Ужда (у границы с Алжиром). Как правило, ходит несколько поездов в день между главными городами. Сейчас строится скоростная ветка между Танжером и Касабланкой, в планах продление путей до Агадира.
Существует также электричка из аэропорта Касабланки в центр города. Про нее у нас есть отдельная статья.
Типы вагонов
Существует два основных типа: 1 и 2 класс, они оба сидячие. В первом классе у вас чуть больше места, чуть прохладней в вагоне, чуть чище туалеты. Принципиальных различий нет, а стоимость примерно на 30% выше. Я вообще не вижу смысла переплачивать.
Вагон состоит из нескольких отсеков, каждый закрывается дверью со стеклом. В отсеке 8 сидений, по четыре друг напротив друга, и столик (во втором классе), есть кондиционер, довольно слабый.
Есть еще спальный вагон в ночном поезде из Танжера в Марракеш, стоит он прилично, но зато выспались и с самого утра гуляете по новому городу.
Цены и время в пути
1 дирхамов=7 рублям.
Танжер — Марракеш 216/327 дирхамов (2/1 класс), 10 часов в пути
Танжер — Касабланка 135/195 дирхамов, 6,5 часов
Касабланка — Фес 116/174 дирхама, 4 часа
Касабланка — Марракеш 95/148 дирхамов, 4,5 часа
Фес — Марракеш 206/311 дирхамов, 8 часов
Билеты в большинстве случаев покупать заранее не надо, просто приходите за час и приобретаете в кассе или в специальном автомате.
Официальный сайт марокканских ж/д — ссылка. Там можно посмотреть актуальное расписание и цены.
Автобусы в Марокко
Автобусы — более дешевый вид транспорта, чем поезда, но зачастую время в пути у них больше по одинаковым маршрутам.
Компании
Существует множество автобусных компаний, которые организуют поездки по многим направлениям по несколько раз в день. Но я рекомендую компании CTM и Supratours. Последняя принадлежит государственной ж/д компании и расписание их автобусов часто состыковано с расписанием поездов. Таким образом, можно взять комбинированный билет поезд+автобус.
Есть и местные конторы, в интернете рекомендуют Trans Ghazala (маршруты на севере страны) и SAT и Satas (на юге). У нас был неудачный опыт путешествия местной компанией из Шефшауэна в Танжер, поездка растянулась почти вдвое больше по времени, пришлось пересаживаться на полпути в другой автобус, плюс сам автобус был старый и почти не кондиционировался, а окна не открывались. В общем, ад :). Возможно, просто не повезло, но с тех пор мы ездили только на CTM, либо на Supratours, у них отличный сервис, хотя и дороже на 25-30%.
У них еще разные классы автобусов: комфорт, комфорт плюс и премиум.
Автовокзалы
Во всех более-менее крупных городах есть автобусная станция (gare routière), где вы можете выпить чаю с мятой, перекусить, оставить багаж (не везде). Там же находятся кассы авто-компаний и зазывалы, выкрикивающие направления.
CTM и Supratours обычно имеют собственные автовокзалы (правда не всегда ближе к туристическим районам), иногда еще и отдельные офисы продаж.
Цены
Вот несколько примеров цен на автобусные перевозки и время в пути:
Касабланка — Агадир 215 дирхамов, 8 часов
Марракеш — Фес 180 дирхамов, 8 часов
Фес — Шефшауэн 75 дирхамов, 4 часа
Марракеш — Эс-Сувейра 80 дирхамов, 2,5 часа
Эс-Сувейра — Агадир 65 дирхамов, 3 часа
Обычные компании возят примерно на 30% дешевле. За багаж доплатите еще 5-10 дирхамов в зависимости от перевозчика.
Как проходит поездка?
Автобусы отправляются ровно по расписанию. Дороги в Марокко отличные, так что ехать комфортно.
Примерно раз в полтора-два часа остановки в туалет, в кафе. На трассе ценник на еду очень высокий, а качество сомнительное, лучше берите с собой фруктов/печенек и воды на перекус заранее.
Междугороднее такси Grand Taxi
Между городами можно перемещаться и на общем такси, на переднее сидение садится 2 человека, на задние — 4 человека. Таким образом стоимость делится на шестерых, но вы можете поехать один, заплатив всю цену. Можно также заплатить за два места и сесть вперед, например, такой вариант рекомендую девушкам и женщинам, путешествующим в одиночку.
Grand Taxi обычно — это старые мерседесы, в каждом городе у них есть место стоянки, часто недалеко от главного автовокзала. Спросите у местных таксистов, они знают, где находится стоянка. На гранд такси удобно ездить на короткие расстояния, в соседние города — быстро и относительно недорого. А вот далеко будет ехать тяжело и тесно.
Общественный транспорт в Марокко
Автобусы
В крупных городах (Касабланка, Танжер, Марракеш, Агадир) курсируют автобусы. Их маршруты отлично видят гугл-карты, так что вам даже нет необходимости пользоваться такси. Стоимость проезда 4-5 дирхамов с человека, оплата водителю при входе.
Трамваи. В Касабланке и Рабате функционирует трамвайная сеть, довольно удобная, но дороже автобусов.
Петит-такси (Petit taxi)
Тоже довольно удобный способ перемещения по городу, в целом дешевы, и таксисты торгуются охотно. В каждом крупном городе цвет петит-такси разный (в Агадире и Фесе — красный, в Шефшауэне — синий, например), вы их точно заметите, да водители и сами вас окликнут.
По идее они должны использовать счетчик, но мало кто это делает, поэтому мы просто договаривались о цене заранее. Например, в пределах 5 км больше 12-15 дирхамов не платите.
Больше всего разводил около аэропортов и автовокзалов, особенно в Марракеше и Касабланке — заламывают цены просто космические, торгуйтесь долго и упорно или используйте автобусы, если есть такая возможность.
Встречается в городах и экзотический транспорт, например в Марракеше есть конные повозки.
Аренда авто в Марокко
В Марокко вполне можно арендовать автомобиль и иметь полную свободу передвижения. Вам понадобится международное водительское удостоверение. По основным магистралям состояние покрытия очень хорошее, по две полосы в каждую сторону с отбойником посередине. Некоторые участки являются платными. Основные дороги: от Танжера на юг до Агадира через Марракеш, от Танжера на восток до Ужды, от Рабата до Ужды через Фес.
Заправки в основном крупные сетевые, стоимость топлива от 10,6 до 11,8 дирхамов за литр. На трассах встречаются не так часто, а уж в отдалении от крупных городов тем более, так что заправляйтесь при первой возможности.
Забронировать авто можно заранее онлайн, благо международные компании Hertz, Budget, Europcar, Avis хорошо представлены на рынке.
Парковки в центре города часто платные, а штрафы большие. Проверки на трассах встречаются редко, но местные сказали нам, что коррупция процветает, но не касается иностранцев.
Ограничение скорости: 40 км/ч в городах, 100 км/ч на трассах и 120 км/ч на магистралях.
Читайте также другие полезные посты:
Погода в Марокко: лучшее время для поездки
Все про цены в Марокко
Связь и мобильный интернет в Марокко