Транспорт в Мьянме — подробный гид
В этом посте подробно расскажем про транспорт в Мьянме, его состояние, стоимость и способы перемещения между городами.
Мьянма сильно вытянута с севера на юг, а достопримечательности разбросаны, и если вы хотите совместить их в одной поездке, необходимо воспользоваться внутренним транспортом. Мы не испытали никаких особых проблем в своем путешествии — на удивление транспортная система хорошо развита, но со своими особенностями.
О том, как добраться в Мьянму, написали в отдельной статье. Читайте также наш путеводитель по Мьянме — собрали в одном месте всю полезную информацию!
Обратите внимание, что некоторые регионы Мьянмы либо закрыты для иностранцев вообще, либо требуют пермита, так что заранее уточняйте, прежде чем покупать билеты.
Самолеты
Внутренние перелеты по Мьянме весьма дороги. Доходит до того, что прилететь в Янгон из Бангкока выходит в два раза дешевле, чем улететь из Янгона в любой город по стране. Авиакомпаний несколько: Air Bagan, Air KBZ, Air Mandalay, Golden Myanmar Airlines, Yangon Airways.
Примеры цен из Янгона: Dawei (120$), Heho (110$), Lashio (150$), Mandalay (90$), Nyaung U-Bagan (100$).
Международные аэропорты есть в Янгоне, Мандалае и Нейпьидо — нынешней столице. Чтобы попасть в Баган, воспользуйтесь аэропортом в Ньяунг У, а ближайший аэродром к озеру Инле — в Хехо. Существует еще множество городов, куда можно долететь на самолете, например Mawlamyine, Dawei, Myeik (юг страны), Kyaingtong, Tachileik (восток), Lashio, Bhamo, Myitkyina, Putao (север). Правда бюджет должен быть почти неограниченный — автобусами конечно дешевле доехать, если только вы не собираетесь на крайний север в предгорья Гималаев, куда по земле не доедешь.
Для наглядности вот карта авиасообщения в Мьянме. Оригинал в лучшем качестве здесь.
Билеты на самолеты в Мьянме лучше всего покупать у агентов, насколько я знаю, потому что они приобретают места блоками и за счет этого имеют хорошую скидку. Не все мьянманские авиакомпании научились продавать билеты через интернет. Как правило, билет в одну сторону стоит половину от суммы билетов туда-обратно.
Поезда в Мьянме
Железнодорожная сеть достаточно развита, но ее состояние оставляет желать лучшего. Многие (большинство) пути были построены еще англичанами в колониальные времена или японцами во время второй мировой и с тех пор не разу серьезно не ремонтировались.
Схема железных дорог Мьянмы (оригинал):
На прямом поезде можно уехать: из Янгона на юг — в Kyaikhto, Mawlamyine и дальше в Dawei; на север — в Баго, Нейпьидо, Пьяй, Мандалай, Баган.
Из Мандалая: в Янгон, Баган, Сипо, Moniwa, Myitkyina.
Есть еще ветка Thazi-Taunggyi и далее, по которой можно добраться в Kalaw (для треккинга) и почти на озеро Инле.
Мьянманские поезда в целом похожи на поезда в Таиланде, двери так же никогда не закрываются и такие же вентиляторы на потолке в третьем классе. Есть конечно и спальные вагоны, но поездка в них обойдется дороже проезда в автобусе на аналогичное направление при гораздо большем времени в пути. Ну зато выспитесь, может быть…
В поездах есть 4 класса: Ordinary — жесткие сидячие сидения, как у нас в электричках, Upper — более комфортные сидячие места, 1 класс — еще более комфортный, чем Upper, Sleeper — спальные купе на 4 человек, с собственным туалетом и постельным бельем.
Поезда в Мьянме часто опаздывают, прибавляйте к расчетному времени еще несколько часов для запаса, а в сезон дождей некоторые пути вообще могут оказаться перекрытыми из-за наводнений.
Купить билеты можно на станциях — платите в чатах, раньше требовали от иностранцев платить только в долларах. На сидячие места всегда есть билеты, а вот если хотите ехать в лежачем, то покупайте за несколько дней, особенно в высокий сезон с ноября по февраль.
Мы воспользовались поездом только один раз — когда ехали через виадук Готейк. Это был потрясающий и незабываемый опыт — не только сам виадук, но и ощущения от поездки. Когда поезд разгоняется, вагоны начинает раскачивать так, что сумки падают с багажных полок. Представьте, что едете в высоком автобусе по очень плохой дороге в России на большой скорости. Вот так раскачивает!
Автобусы в Мьянме
С автобусами в Мьянме все отлично — мы даже не ожидали такого, учитывая общий уровень страны. Схема такая: есть множество частных компаний, осуществляющих перевозки каждый по своим маршрутам, у кого- то большая сеть, у кого-то всего пара-тройка направлений. Эти компании имеют офисы в городах, где можно приобрести билеты, либо можете купить их в отеле, персонал все равно позвонит в компанию и забронирует для вас место.
Если вы покупаете билеты в отеле, обычно за вами приезжает пикап и отвозит до автовокзала, так же как и других туристов. В высокий сезон приобретайте за пару дней, мы из Янгона не смогли купить в Баган в день отправления.
Автобусы всегда идут быстрее поездов и довольно комфортны, хотя все зависит от конкретной компании. Автобусных классов всего два: обычный и VIP с тремя рядами и увеличенным расстоянием между сидениями. Воду в дорогу выдают всегда, а вот пледы от случая к случаю, запаситесь кофтой — дует кондиционер. Пару раз нам даже попались подушки под шею — можно действительно выспаться! А еще однажды нам выдали зубную пасту и щетку — сервис!
Есть конечно и местные локальные автобусы, но там часто можно увидеть людей с мешками, едущих в проходе, в таких автобусах нет кондиционера и довольно тесно.
Кстати, рекомендую брать ночные рейсы, так и доедете, и на отеле сэкономите, они в Мьянме дорогие. Ночные рейсы есть везде, где расстояние большое: Янгон-Мандалай, Янгон-Баган, Янгон-озеро Инле, Янгон-Мьявадди, Баган-Инле.
Рейсы Мандалай-Баган и Мандалай-Инле не совсем ночные, так как приходят в 3-4 ночи, не очень удобно.
Автовокзалы, как правило, расположены на окраинах городов и напоминают скорее хаотичный рынок с офисами транспортных компаний. В каждом офисе небольшой зал ожидания, туалет, стойка персонала, отсюда же отправляется автобус. Там нет ни слова по-английски, даже названия компаний по-мьянмански — приходится полчаса искать свою среди множества других.
Дорожная инфраструктура тоже порадовала — автобус останавливается около придорожных комплексов с приличными кафе и туалетами. Если кто ездил в Таиланде на междугородних автобусах, тот поймет, ведь там похожие места. Конечно, чем дальше в провинцию, тем хуже становятся дороги и скромнее вся обстановка.
Водный транспорт
В стране протекает несколько больших судоходных рек, поэтому речные круизы довольно популярное развлечение. Такой круиз — отличный способ посмотреть на нетронутую Мьянму в глубинке, но нужно иметь запас времени — это медленно, часто в течении нескольких дней. Главной водной артерией является река Иравади, текущая от самых гималайских склонов и впадающая в Индийский океан.
Есть несколько вариантов прокатиться на лодке: дешевый и дорогой. В Мьянме существует государственная компания по водному сообщению, сокращенно IWT (http://www.iwt.gov.mm/). Она имеет разветвленную сеть маршрутов и разные типы лодок и паромов, от больших до маленьких, но в не самом хорошем состоянии. На их сайте можно найти расписание и фотографии судов, получить общее представление.
Маршруты: Янгон-Мандалай, Мандалай-Баган (14 часов, 15-30$), Mandalay — Bhamo — Katha (45 часов, 9$), Yangon — Pathein (17 часов, 8-40$), Sittwe-Mrauk U. Есть билеты просто на палубу, либо в каюту.
Обычно офисы IWT находятся рядом с пирсами, там можно купить билет и получить всю необходимую информацию.
Существует также несколько круизных компаний, которые предлагают люксовые туры по рекам по популярным туристическим маршрутам. Но и стоимость у них заоблачная — за четырехдневный круиз из Мандалая в Баган по реке Иравади просят 1300 евро. Или 14-дневный маршрут из Янгона в Мандалай за 5000$.
Не забудем и про лодки на озере Инле — вы можете взять нанять ее на весь день или полдня, про наше путешествие читайте в соответствующей статье.
Городской транспорт
На чем же перемещаться по городам? Автобусы были замечены только в Янгоне, мы пару раз на них ездили. Номера подписаны мьянманскими цифрами, а спрашивать дорогу нужно у парней-кондукторов или других людей на остановке. Полезная информация по Янгону.
Пикапы больше распространены в Мандалае и тоже подписаны только по-бирмански. Кроме водителя и кондуктора, есть зазывала, который кричит что есть сил о том, куда идет данный пикап. Они подолгу собирают народ и стоят на каждом перекрестке в ожидании пассажиров.
Стоимость проезда на автобусе в Янгоне 200-300 чат, в пикапе в Мандалае 500 чат.
Тришо — это такие необычные повозки-велорикши. Ими пользуется местное население, так что не думайте, что это какой-то аттракцион. Мне всегда было жалко их водителей, они такие худые, и как умудряются возить одного-двух людей среди плотного потока машин?
Такси в Мьянме в целом недорогое. Их невероятно много и они сами вас найдут и наверняка успеют надоесть. Обязательно торгуйтесь, счетчиков нет и стоимость обговаривается перед поездкой. Для ориентира, средняя цена поездки из аэропорта Янгона в город 7000 чат за машину, по городу соответственно намного меньше.
Велосипеды. Во многих городах можно без проблем взять напрокат велосипед и исследовать окрестности. Как правило, стоимость за одни сутки — от 1500 чат (чуть больше 1$). Лучшие места для езды на велосипеде — Баган, окрестности Инле, Мандалай, Пхаан.
Читайте также:
Транспорт в Таиланде
Транспорт в Бангкоке